Поведенческие и трафиковые факторы в Яндекс и Google. Итоги года

Поисковые машины тщательно протоколируют и затем анализируют поведение пользователей во время поиска: какой вопрос задавали после какого; на какие результаты переходили; возвращались ли после перехода на сайт и через какое время; что делали дальше. Но этого недостаточно — поисковики создают и распространяются собственные счетчики, браузеры, бары, приложения и т. п., чтобы собирать сведения о поведении пользователей после выполнения поиска и вне его — просто при посещении сайтов, соцсетей, получении и отправке электронной почты.

Фактически поисковые машины постоянно шпионят за пользователями — разумеется, для их же блага. Пока нам доступны лишь несколько параметров, описывающих поведение пользователей на сайтах (по данным SimilarWeb). Это продолжительность посещения, количество страниц, которые пользователь просматривает в среднем за одно посещение, и процент отказов (т. е. посещений, за которые пользователь просмотрел не более одной страницы).

Все три параметра очень важны в обоих поисковиках, но в каждом из них по-своему.В Яндексе сильная корреляция с позицией, в Google ее нет, но зато показатели в целом по топ-30 «лучше», чем даже в первой десятке (а то и в первой тройке) Яндекса.

Обратите внимание, что, как и в других случаях, конкретные значения параметров — количество просмотренных страниц, процент отказов и т. п. — могут быть очень разными в зависимости от тематики и жанра сайта. То, что в одной тематике хорошо, может быть очень плохо в другой, и наоборот. Поэтому нужно ориентироваться не на средние показатели, а на конкурентов, которых поисковики находят по Вашим запросам. Судя по всему, именно поведенческие метрики — правда, скорее всего не такие общие, как рассмотренные выше, а собираемые по конкретным запросам — отвечают за консервативность выдачи поисковиков по частотным и среднечастотным запросам: если анализ показал, что пользователям нравятся те результаты, которые они видят, зачем что-то менять.

Если посещаемость влияет на ранжирование, можно ожидать, что для поисковых машины важен трафик, не связанный с поиском,  — тот, на который не влияют ни сам поисковик, ни его конкуренты. Попробуем понять, подтверждается ли эта гипотеза.

Нам, к сожалению, не поможет количество прямых переходов, переходов по ссылкам, из соцсетей и др.: эти данные есть только для трети наиболее посещаемых сайтов и они слишком сильно коррелируют с общим трафиком. Зато можно посмотреть, влияют ли на ранжирование доли трафика по источникам.

Учитывая положительную обратную связь (чем выше сайт в поиске, тем больше посетителей из поиска он получает), доля непоискового трафика должна была бы падать при приближении к топу. Однако в Яндексе наблюдается противоположная зависимость (хотя и  достаточно слабая): при приближении к первой позиции доля непоискового трафика растет.

Аналогичная картина наблюдается и с долей прямых переходов — это главный сегмент непоискового трафика, основной «конкурент» поиска. У Google корреляции между позицией и долей непоискового трафика или долей прямых переходов не видно — но при этом и в первой, и во второй, и в третьей десятке результатов поиска средние показатели по обоим параметрам выше, чем в  Яндексе.

Несмотря на небольшую разницу в долях связь между попаданием в  топ-30 и более высокой долей непоискового трафика вообще и прямых переходов в частности статистически достоверна. Для  доли переходов по ссылкам (5—7%), как ни странно, никакой связи с ранжированием ни у Яндекса, ни у Google не видно — хотя, если поисковые машины придают большое значение наличию ссылок, то переходы по ним тем более, кажется, должны были бы высоко цениться.

А вот доли переходов из соцсетей, из почты и  с медийной рекламы, наоборот, достаточно сильно связаны с позицией, а в некоторых случаях и с попаданием в топ-30. И  это при том, что они в среднем совсем небольшие — лишь 2—3% от общего трафика.

Правда, объяснить большую долю непоискового трафика у сайтов в топе Google можно и не прибегая к гипотезе, что он предпочитает сайты, у которых такого трафика больше. В России Яндекс сохраняет первое место среди поисковых машин по количеству переходов на сайты из поиска. Поэтому сайты, получающие поисковый трафик от Яндекса (то есть сайты из топа Яндекса) должны получать его в среднем больше, чем сайты, получающие его из Google (топ Google). А если поискового трафика больше — то непоискового, соответственно, меньше.

Желаем успехов в Новом году, а также советуем ознакомиться с полным текстом статьи Михаила Воловича по ссылке.